«Уралмаш»«Уралмашзавод»АвтопортретАдам и ЕваАкрилАкриловые эмалиАмурыАппликацияАрхангельскоеАссамбляжАэропортБабочкиБелое мореБеседкаВенокВерхняя ПышмаветерВлюбленныеВойнаВыпуковоГлавный входГородД/к завода «Уралэлектроаппарат»ДевочкиДевушкаДеревьяДетиДождьДоменный цехЗанавескаЗнаки ЗодиакаИисус ХристосИмандраИнтерьерКарандашКафеКинотеатр «Москва»Кинотеатр «Чайка»КоллажКольский полуостровКошкиКругКруглышевоЛесЛодки под парусамиЛошадиЛюбимые литературные героиМаслоМаслоМаслоМаслоМастерскаяМореМСХАМСХШМузыкаМухановоМхи и лишайникиНоводевичий монастырьОблакаОдуванчикиОкнаОкноОтражениеПанно «Самодеятельность»Панно «Север»Парковый фасадПейзажПоездПортретПортреты рабочих УралаПрессовый цехПромышленный УралПтицыРазговорРаспятиеРельефРозыСкерцоСмешанная техникаСныСпортСпортивные игрыСтихиСтрогиноСтульяТаватуйТемпераТравы и цветыУралУралвагонзаводФонарьХибиныЧасыШарШиханЭкслибрисЭмальЭскизЯблоки
Записи, открытки, письма

Новый телекомплекс в Ташкенте выходит главным фасадом на пешеходную эспланаду, прокладываемую от памятника Ленину параллельно основной транспортной магистрали центра – улице Навои. Между этими двумя артериями города на сравнительно небольшом участке сосредоточен ряд зрелищных сооружений – Дворец искусств, стадион Пахтакор, Дворец спорта. Здесь же – станция метро и высотный Дом молодежи.

Здание представляет собой четырехугольник 140х100 м, высотой 15 м. Это чисто технологическое сооружение, проект которого был создан около 15 лет назад в московском Институте Гипросвязь архитектором К.А. Никурадзе и затем доводился архитектором В.Е. Русановым. Функционально здание должно иметь глухие стены, за которыми расположены студии. Архитектурной обработки эти стены не получили. Поэтому вместе с близко стоящими глухими объемами Дворца искусств они создавали мертвую каменную зону. И если стены Большого и Малого залов Дворца искусств имели архитектурную тему, то фасады телецентра были девственно чисты. По этой причине, а также из-за насыщенности окружающей городской среды общественными сооружениями, транспортными и пешеходными потоками, создалась градостроительная ситуация, потребовавшая введения на фасадах телецентра цвета и пластики. Изображение должно было иметь дальний обзор со стороны эспланады и ближнее рассмотрение с поперечных проходов.

Передо мной встала тяжелая задача – как внедриться изобразительными элементами в архитектуру, где начать мозаику, где ее кончить и как организовать такие гигантские поверхности (2000 кв. м). Попытки создать законченную композицию не укладывались в данную градостроительную ситуацию. Поэтому я пришел к решению, что надо покрыть цветом все фасады, ввести дополнительный архитектурный модуль. Таким образом появились раппорт в изображении, рисованные архитектурные объемы и подсечки и т. д. В результате возник определенный пространственный отсчет как по фронту, так и в глубину стен и уже на эту основу можно было накладывать белые бетонные горельефы, создающие свой дополнительный ритм.

Встал вопрос, каким модулем выкладывать мозаику. Обычный модуль колотой смальты – от 1 до 3 см – при таких больших размерах и расстояниях превратил бы изображение просто в живопись. А мне хотелось, чтобы при всей игре в иллюзорные объемы было видно, что это все-таки мозаика. Поэтому я и остановился на штампованной смальтовой плитке 5х5 см.

Я ставил перед собой задачу создать современную вещь, не буквально повторяющую элементы национального искусства, а вызывающую своим цветом и ритмом ассоциации с произведениями богатого архитектурно-изобразительного наследия Узбекистана. Различные сочетания охры с ультрамарином и бирюзой, преобладающие в колорите мозаики, вызывают в памяти светлый кирпич и голубые изразцы памятников прошлого.

В контраст геометрической строгости мозаики в бетонных рельефах появляется насыщенная барочная пластика, сложные переплетения лепестков роз, фигурки людей, голуби, элементы геральдики. Для большей выразительности сюда введен третий материал – кованая медь, в которой выполнены крупные бабочки и стрекозы, сидящие на лепестках роз.

Трехсветный вестибюль – единственное представительское место комплекса. В нем на опорном пилоне лестницы изображен фантастический пейзаж: среди архитектурных форм на фоне освещенных закатом облаков с неба падают розы. Мозаика выполнена из колотой смальты мелкого модуля.

Вся работа, начиная с эскизов и кончая выполнением, заняла 9 лет (с 1970 по 1979 г.). Мозаика набрана бригадой под руководством Д.П. Белова. Рельефы выполнены бригадой под руководством В.И. Бабиева.

Страница рукописи